Быстрая разработка вакцин против Covid-19 стала триумфом науки: с момента появления вакцин в конце 2020 года привито более половины населения мира. Однако этот триумф не был равномерен. Только 15 процентов людей в странах с низким уровнем дохода получили хотя бы одну дозу вакцины к концу марта 2022 года.
Одна из причин такого дисбаланса заключается в том, что мРНК-вакцины, которые так успешно применяются в богатых странах, являются новыми, дорогими и технологически сложными в производстве. Лишь несколько компаний имеют опыт их производства, и страны с высоким уровнем дохода запаслись более чем 70 процентами доз.
Сейчас предпринимаются усилия по наращиванию производства мРНК-вакцин в странах со средним и низким уровнем дохода, в том числе в некоторых африканских странах. Однако мРНК-вакцины сложны в обращении, требуя, чтобы они хранились при сверхнизких температурах. Это повышает сложность производства вакцин и увеличивает трудности с их распространением в отдаленных регионах. Вакцины, использующие генетически модифицированные вирусы для введения белков коронавируса, такие как вакцина компании Johnson & Johnson, также являются относительно новыми и труднодоступными.
По словам Марии Елены Боттацци, сотрудницы медицинского колледжа Бэйлора в Хьюстоне, лучшим вариантом является применение более традиционных вакцинных технологий, которые не требуют создания новой инфраструктуры. В 2022 году в журнале Annual Review of Medicine Боттацци в соавторстве рассмотрела вакцины Covid-19, использующие более доступные технологии. Такие вакцины доставляют инактивированные вирусы или фрагменты вирусного белка, чтобы стимулировать иммунную систему к выработке антител. Они могут быть более чем на 90 процентов эффективны в предотвращении заболевания, как и мРНК-вакцины.
В отличие от технологии мРНК, во многих странах со средним и низким уровнем дохода уже существуют лаборатории по производству этих старых типов вакцинных препаратов, к которым относятся хорошо знакомые вакцины против гепатита А и В и полиомиелита. Такие прививки, как правило, стоят дешевле, чем новые мРНК-вакцины. В сотрудничестве с индийской компанией Biological E, Боттацци и ее коллега из Бэйлора и соавтор Питер Хотез разработали одну из таких вакцин Covid-19, Corbevax, с использованием белковых фрагментов, которая в настоящее время лицензирована для использования в Индии и Ботсване.
Журнал Knowable побеседовал с Боттацци о том, что именно делает вакцину пригодной для международного использования, и о некоторых проблемах, препятствующих более широкому распространению вакцинации.
- Что представляет собой "качественная" вакцина для глобального использования?
- Почему вакцины на основе мРНК, такие как вакцины компаний Pfizer и Moderna, не стали глобальным решением?
- Существует ли лучшее решение?
- Как ваша вакцина, которую разрабатывает индийская компания Biological E, поможет достичь этого?
- Почему вакцины Covid, в которых используются более старые, более привычные технологии, становятся доступными только сейчас?
- Ковид-19 не последняя пандемия. Есть ли какие-либо уроки, которые мы должны усвоить на будущее?
- Почему люди в богатых странах должны быть заинтересованы в международном равенстве вакцин?
Что представляет собой "качественная" вакцина для глобального использования?
У вас должна быть надежная технология, подходящая для данного региона, в том числе масштабируемость, условия хранения, свойства самого продукта. У вас должна быть соответствующая инфраструктура для производства, доставки и регулирования вакцин. И у вас должны быть все материалы, необходимые для их производства. Не может быть единственного источника, потому что тогда страны блокируют экспорт, как мы видели в случае с реагентами американского производства или вакцинами индийского образца.
Почему вакцины на основе мРНК, такие как вакцины компаний Pfizer и Moderna, не стали глобальным решением?
Мы не могли производить их в достаточно больших масштабах. Для этого не хватало производственных мощностей - это было невозможно. Поэтому, несмотря на то, что они проделали потрясающую работу по увеличению масштабов производства, этого было недостаточно. Мы не могли распределить их равномерно. Одни страны получили больше вакцин, чем другие. Когда вы можете их купить, вы накапливаете запасы.
Существует ли лучшее решение?
Вакцины на основе белка хорошо подходят для того, чтобы стать вакциной глобального масштаба. У вас есть диверсифицированная группа производителей, у которых уже есть все ноу-хау, а также опыт производства, поэтому им не нужно начинать работу с нуля. И их легче производить в больших масштабах.
Я полагаю, что самая важная особенность - социальность. От этого зависит, насколько препараты будут востребованы. Вакцина должна вызывать доверие у людей. Большинство людей испытывают страх - не только потому, что они находятся в эпицентре пандемии, но и из-за появления новых медицинских препаратов. Некоторые люди, безусловно, являются первопроходцами, но среди нас также много тех, кто предпочитает немного подождать и посмотреть, что произойдет, прежде чем подвергать себя риску.
Люди всегда более уверены в вакцине, если они знают, что она аналогична той, которую они использовали в течение многих лет. Вот почему вакцина, подобная той, которую мы разработали, может помочь. Люди лучше знакомы с ней, потому что вакцины на основе белка - это технология, которая уже использовалась раньше. Мы получаем много писем от людей, которые спрашивают: "Когда вакцина "Corbevax" появится в США? Это та вакцина, которую я ждал, так как я уже использовал подобную вакцину раньше". И это происходит во всем мире.
Кроме того, важно, как вы устанавливаете клиническую безопасность и эффективность. Мы хотим видеть более широкое включение различных популяций. Я думаю, что сейчас у нас есть такая проблема с "Ковидом": многие исследования, в которых оцениваются вакцины, проводятся не в тех сообществах, где эти вакцины в конечном итоге будут использоваться. Нам нужно больше исследований в таких странах, как Гондурас, Эфиопия и Таиланд.
Даже для привычных вакцинных технологий требуется много усилий, чтобы разработать вакцину от нового заболевания. Вы утверждали, что этим нужно заниматься по всему миру, на местном или региональном уровне, а не полагаться только на несколько стран. Не приведет ли это к излишним расходам?
Может показаться, что это излишне, но Ковид ясно показал нам, что производители и цепочки поставок консолидируются в ограниченных регионах. Когда необходимо срочно реагировать на ситуацию, производители, консолидированные в небольшом количестве регионов, и в основном с высоким уровнем дохода, блокируют доступ, вследствие чего богатые страны могут поднять цены или национализировать вакцины. Мы не призываем изобретать велосипед, но регионы должны иметь возможность быть самодостаточными, чтобы обеспечить большее равноправие.
Как ваша вакцина, которую разрабатывает индийская компания Biological E, поможет достичь этого?
Мы дали компании BioE рецептуру, но в конечном итоге им нужно было самим продвигать вакцину. Они должны были придумать, как произвести ее в промышленных масштабах. Им пришлось стать новаторами, и теперь они могут научить этому других, чтобы все могли создавать свою собственную вакцину. Это сильно отличается от традиционной международной модели.
Есть обеспокоенность, что некоторым странам может не хватать технических знаний для производства высококачественных вакцин или нормативной базы для их оценки. Как вы можете это прокомментировать?
Я совершенно не согласна с тем, что эти производители, особенно производители из стран со средним уровнем экономического развития, находятся в менее выгодной позиции по сравнению с транснациональными компаниями. Они уже производят много вакцин. Препараты уже прошли клинические испытания многих регулирующих органов. В таких странах, как Индонезия и Индия, существуют качественные регуляторные органы, которые работают уже много лет и соответствуют международным стандартам. Они уже доказали свою эффективность.
BioE работает над получением разрешения от Всемирной организации здравоохранения. Компания работает с австралийским регулирующим органом, так как это один из самых строгих регулирующих органов, который может предоставить дополнительный сертификат качества в дополнение к тому, что могут дать индийские регулирующие органы. Ошибочно будет утверждать, что вакцины, которые производятся в Индии, имеют другой стандарт, чем если бы они были произведены в США или Европе.
Почему вакцины Covid, в которых используются более старые, более привычные технологии, становятся доступными только сейчас? Почему они разрабатывались так медленно?
Дело не в скорости. У нас была готова технология (вакцины на основе белка) через три месяца после начала пандемии. И мы передали ее компании Biological E в мае 2020 года.
BioE боролась за ее реализацию. Они делали это так быстро, как только могли. Просто они не получили финансовой поддержки, не получили правительственной поддержки. Власти заявили, что вы нам не нужны - мы будем заниматься своими новыми технологиями, поэтому мы не собираемся предоставлять вам финансирование. А сейчас они понимают, что совершили ошибку. Теперь они заявляют: "Вы нам нужны".
Ковид-19 не последняя пандемия. Есть ли какие-либо уроки, которые мы должны усвоить на будущее?
Полагаю, что нам нужно продолжать расширять возможности стран, особенно в регионах с низким и средним уровнем дохода - не только в отношении самой технологии, но и в отношении регулирования, создания систем здравоохранения. Мы должны дать им возможность быть более независимыми, чтобы они могли создать надежную рабочую силу и избежать утечки мозгов, но при этом наделить их ответственностью, чтобы они могли создать собственную инфраструктуру для развития этого направления на региональном или местном уровне. Не все страны должны быть самодостаточными абсолютно во всем, но они должны дополнять друг друга. Наше видение заключается в том, чтобы все работали вместе, и в хорошие, и в плохие времена. Но для этого необходима соответствующая государственная поддержка.
Почему люди в богатых странах должны быть заинтересованы в международном равенстве вакцин? Очевидно, что это гуманитарный фактор, но есть ли также практическая причина вкладывать средства в вакцинацию людей в других странах?
Мы - большое сообщество. Даже те болезни, которые в первую очередь поражают другие страны, в конечном итоге затронут и нас. Мы видим это на примере Ковида. Становится очевидно, что штаммы возникли из-за того, что мы не обеспечили другим регионам равноправный доступ к важным средствам, таким как вакцины, лекарства и средства диагностики. Помогая другим, мы на самом деле помогаем себе.